В Костроме такси с 1 сентября будет меньше, зато появится аренда авто с водителем - Logos44
  • В Костроме такси с 1 сентября будет меньше, зато появится аренда авто с водителем

    • 31 августа 2023
    • 15:56
    • 1242
    В Костроме такси с 1 сентября будет меньше, зато появится аренда авто с водителем

    А возможный рост числа нелегальных перевозчиков может спровоцировать расцвет уличной преступности, стало известно Logos44.ru.

    C 1 сентября в России начинает действовать новый закон о такси. Вводится ряд серьезных ограничений и требований, которые существенно усложнят работу перевозчиков. Коснется это и Костромской области. Как новый закон отразится на рынке услуг пассажирских перевозок и почему реформа сферы такси может привести к транспортному коллапсу и росту уличной преступности, Logos44.ru рассказал руководитель отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников.

    — Как новый закон отразится на работе такси в Костроме и Костромской области? Есть мнение, в частности некоторых таксистов, что все эти строгие новые правила больше ударят по таксопаркам крупных городов, а в таких городах как Кострома, никто особо строго следить за работой такси не будет. Так ли это?

    — Требования закона едины для всей страны. Риски штрафов одинаковые. Поэтому он будет соблюдаться всеми участниками, которые хотят остаться на рынке.

    — На ваш взгляд этот закон достаточно доработан? Все ли тонкости учтены? Может быть в чем-то он излишне жесткий?

    — Закон не жизнеспособный, поскольку переносит на регионы московскую модель такси, которая в столице субсидируется, имеет преференции и работает совсем на других ценах. Всего этого в регионах нет, поездки в разы дешевле, финансовые возможности перевозчиков несопоставимы, поэтому ряд требований нового закона ими объективно не может быть исполнен.

    — С какими трудностями столкнулась ваша компания? Сократится ли количество таксистов? И какой процент водителей с 1 сентября продолжит работать в соответствии с новыми правилами?

    — Все участники рынка в одинаковой ситуации. В Костромской области до 95% существующих у служб заказа такси водителей потеряет возможность оказывать услуги такси.

    — По вашим оценкам, до принятия нового закона какой процент водителей с судимостью был в сфере такси? И как много их останется после 1 сентября?

    — В стране никто не знает, сколько таких водителей в такси, так как не было законных оснований требовать такую справку, а у водителей не было обязанности ее предоставлять. Отсутствие статистики не позволяет делать какие-либо утверждения и выводы.

    За рамками установленной нормы существует дискуссия о том, что будет делать отбывший наказание гражданин, лишенный возможности зарабатывать на свободе честным трудом.

    — В Костроме давно жалуются, что с такси у нас дела не очень. Приходится долго ждать автомобиля, цены тоже «кусаются». Есть опасения, что новый закон о такси однозначно приведет к подорожанию услуг. По вашим прогнозам, насколько дороже станет пользоваться такси в Костроме? 

    — Существует прямая связь между количеством такси и стоимостью услуги. Доступность услуги такси и демократичность цен всегда обеспечивались большим числом водителей, выполняющих заказы.

    С 1 сентября службы заказа такси под угрозой блокировки приложений и сайтов, то есть фактического прекращения деятельности на всей территории страны, обязаны отключить водителей, не соответствующих требованиям нового закона о такси. Это до 95% водителей.

    Поскольку разрешения на деятельность такси пока имеет ограниченное число перевозчиков, цены именно на такси будут выше минимум в два раза.

    — В Костромской области введены единые правила для цветового оформления машин такси. Как вы оцениваете эту норму? И прибавит ли это трудностей компаниям? Если да, то в чем именно эти трудности будут заключаться?

    — На территории Костромской области установлено обязательное требование к цвету легкового такси — это могут быть автомобили только белого или черного цвета. В случае несоответствия автомобиля установленной цветовой гамме, перевозчик, в том числе физическое лицо, не сможет получить разрешение на осуществление деятельности такси.

    Полагаем, что установление требования к цвету легковых такси необоснованно, поскольку цвет автомобиля никак не влияет на безопасность и качество услуги перевозки. Учитывая кратный рост цен на новые автомобили, постоянно растущую стоимость обслуживания и ремонта, топлива, страхования, стремление сохранить доступность услуги массовому пользователю такси, перевозчики находятся на грани выживания. Дополнительные требования, ведущие к росту затрат, недопустимы.

    Право субъектов РФ устанавливать единую цветовую гамму автомобилей такси на своей территории существует с 2011 года. За 12 лет этим правом воспользовалось чуть больше 20 регионов РФ. Результат везде, за исключением Москвы, одинаковый: перевозчики массово аннулировали свои разрешения на деятельности такси и уходили в тень, темпы выдачи новых разрешений снижались в разы.

    В некоторых регионах потом приостанавливали или совсем отменили требование к цвету, в ряде регионов говорят о намерении его отменить. Важно, что большинство регионов разумно не собирается устанавливать единый цвет такси, они учитывают накопленный негативный опыт в стране, руководствуются ситуацией на местах и интересами своих жителей.

    Требование к цвету и не может быть исполнено в регионах. Причина в том, что подавляющее большинство водителей работает на своих личных автомобилях. Они не имеют лишней сотни тысяч рублей на изменение цвета и не видят смысла портить свой автомобиль, резко снижать его продажную стоимость. Как правило, это единственный автомобиль в домохозяйстве, который используется и для работы, и в личных целях.

    В установлении единого цвета такси действительно нет никакого практического смысла. Для безопасности перевозки важен не цвет автомобиля, а такие факторы, как качество и безопасность дорог, качество обучения в автошколах, воспитание людей, желание ценить свою и чужую жизнь. Никогда в полицейских протоколах причиной ДТП не указывался цвет автомобиля.

    В Костромской области давно не принято ловить машину с руки, чтобы выискивать такси в потоке транспорта или на стоянках. Пользователи делают заказ в приложении или по номеру телефона, получают полную информацию для идентификации назначенного автомобиля: цвет, марка, госномер. Многие автомобили оклеены узнаваемой фирменной символикой.

    На наш взгляд, не существует рациональных причин перекрашивать автомобили такси в единый цвет — ни в областном центре, ни тем более в районных населенных пунктах. Это решение ведет только к дополнительным необоснованным расходам перевозчиков, создает административный барьер для входа на рынок новых участников и легализации действующих, снижает конкуренцию, ухудшает качество услуги. И пользователи такси не хотят переплачивать за то, что не влияет на поездку.

    — Сейчас многие заказывают такси, чтобы ездить в другие регионы. По новым правилам, если не ошибаюсь, разрешение на осуществление перевозок будет действовать только на территории своего региона. А значит, на обратный путь таксист не будет иметь права брать пассажира, скажем, из Ярославля. Отразится ли это на ценах на междугородние поездки, и не получится ли что водители будут стараться отказываться брать такие заказы?

    — Эта норма содержится и в действующем законе № 69 от 2011 года, и в новом законе № 580 от 2022 года. В России сохраняется региональный принцип такси с привязкой к региону выдачи разрешения на деятельность. Ничего не поменялось.

    — Не боитесь ли вы, что на улицу снова в огромном количестве выйдут таксисты-нелегалы. Что люди будут просто ловить машину на улице, чтобы доехать дешевле. Появятся опять стоянки таксистов, все будут знать, что можно, возможно, чуть дешевле и гораздо быстрее доехать куда надо?

    — Это возможно. У одних людей есть потребность ездить, а у других есть желание возить. Так было и будет всегда, несмотря на любые попытки как-то их ограничить. Право любого человека выбрать, с кем и за какую сумму поехать. Но, соглашаясь на анонимную поездку, человек лишается любых гарантий. Никому не известно, кто, кого и куда повез, отследить невозможно. Если что-то произошло, очень сложно будет найти и привлечь виновного к ответственности, взыскать причиненный ущерб.

    А у сервисов заказа такси о каждой поездке остается цифровой след, содержащий информацию вплоть до скорости движения. Водители знают, что поездки контролируются и возможность бесследно совершить противоправное действие во время выполнения заказов отсутствует. В приложении у пассажира реализована кнопка экстренной связи с заданными номерами, а также возможность поделиться треком поездки, чтобы близкие могли в режиме реального времени видеть местонахождение автомобиля на карте. У водителей в приложении тоже есть тревожная кнопка.

    Вспомните, что и уровень уличной преступности резко снизился после появления агрегаторов такси. Людям проще открыть официальное приложение и в любое время суток уехать на такси по доступной цене от подъезда до подъезда.

    Новый закон о такси снизит доступность услуги, но потребности людей не исчезнут, и тогда мы можем увидеть буйный рост сектора частных поездок, а также новый расцвет уличной преступности и насильственных преступлений. Это почему-то никого не волнует.

    — Ожидаете ли вы, как говорят костромичи, коллапса в сфере такси с 1 сентября? Даже с точки зрения падения спроса из-за возможного подорожания услуг.

    — Новый закон о такси действительно не предполагает переходного периода и не дает самозанятым водителям возможность заранее получить разрешения на деятельность такси. Для того чтобы не допустить транспортного коллапса и сохранить доступные цены, сервис «Максим» с 1 сентября разделит поездки на два юридически разных типа — легковое такси и аренда транспортного средства с экипажем.

    В соответствии с новым федеральным законом № 580 легковые такси в сервисе выделены в отдельный тариф «Такси». Такие заказы доступны исключительно перевозчикам с разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Поскольку разрешения пока имеет ограниченное число перевозчиков, цены на такие заказы будут выше обычных, а комиссия сервиса ниже.

    По тарифам «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Компактвэн», «Минивэн» поездки выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ст. 632, 633). На них действуют привычные цены. Письменный договор между пассажиром и водителем заключается по каждому заказу в автоматическом режиме. Для договора пользователю нужно указать свою фамилию, имя и отчество. Эта услуга не является такси.

    На новый вид перевозок тоже распространяется программа материальной защиты пассажиров и водителей «Максим-гарантия» в случае причинения вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных и других происшествиях во время выполнения заказов, в том числе по вине третьих лиц. Сумма выплат составляет до двух миллионов рублей на каждого пострадавшего. Это продвинутый аналог ОСГОП, который действует в сервисе с 2017 года.

    — Говорят, что новый закон о такси сделает перевозки более безопасными для пассажиров. Жизнь клиента будет застрахована на огромную сумму. Действительно ли ездить на такси станет безопаснее?

    — В законе нет ничего, что было бы направлено на реальное повышение безопасности поездок. Далее о страховании. Перевозчики должны купить полис ОСАГО для легкового такси, он в разы дороже, но обеспечивает ровно ту же сумму страхового покрытия, что и стандартное автострахование, то есть до 500 тысяч рублей при наличии пострадавших. Через год, с 1 сентября 2024 года, предполагается второй вид страхования в такси — ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров). У сервиса «Максим» уже 6 лет действует подобная материальная защита пользователей, по сути, это та субсидиарная ответственность агрегатора, которая прописана в новом законе. У небольших служб заказа такси такие программы отсутствуют.

    — Будет ли закон о такси исполнятся в полной мере? Возможно ли выполнить все требования закона и при этом не потерять клиентов, сохранить базу водителей и так далее?

    — Это сложный вопрос. Со своей стороны, сервис готов к исполнению. Но не готовы перевозчики, ключевыми проблемами для них являются дороговизна и недоступность ОСАГО, отсутствие инфраструктуры для прохождения предрейсовых медосмотров и техосмотров, требование единого цвета всех автомобилей такси. Не готовы региональные органы государственной власти, у которых нет финансирования на расширение штата для работы с новыми реестрами и обработки потоков информации от агрегаторов и перевозчиков, на создание пунктов медосмотров и техосмотров, наем туда десятков и сотен сотрудников. Закон перегружен избыточными, неисполнимыми, архаичными нормами, которые создают сложности для всех сторон, но не решают реальных проблем отрасли такси.