Стал классиком ещё при жизни: в Костроме открылась выставка гения русского авангарда Владимира Муравьёва
- 11 августа 2024
- 10:00
- 60
28 июля исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося художника, нашего земляка Владимира Муравьева. Специально к юбилею «Центр русского искусства» подготовил выставку живописных и графических работ мастера.
Он шёл далеко впереди своего времени. Так говорят о художнике Владимире Муравьёве, которому в этом году могло бы исполниться 100 лет. Выставка его работ открылась в Центре русского искусства на площади Мира. Классик русского авангарда родился в Костроме. Отсюда ушёл на фронт, но в 1943 году получил тяжёлое ранение и был демобилизован. После войны работал учителем рисования, а параллельно писал свои первые серьёзные произведения. Яркий пример раннего творчества — ассоциативная «Экспрессия».
«Смотрите, какие здесь ритмы, какое здесь удивительное движение формы, какое напряжение. Вот так художник говорит нам об экспрессии, может быть, о своей экспрессии», — говорит директор «Центра русского искусства» Вера Прямикова.
Но эпоха соцреализма в искусстве диктовала свои правила. В консервативной Костроме 50-х художника не приняли. Слишком гротескны, необычны, а главное далеки от действительности оказались его работы.
«Было понятно, что оставаться здесь достаточно сложно, в этой среде. Муравьёв навсегда покинул Кострому, уехал в Москву, и творчество его развивалось в лоне московского андеграунда, который был более терпим к таким инновациям и идеям», — рассказала Вера Прямикова.
Именно в столице художник создаёт свои самые знаковые работы. Гиперболизированные образы из цикла «Красотки» и «Мутанты», а также произведения на библейские сюжеты, высоко оценённые критиками: «Благовещение», «Святой Георгий» и монументальное по задумке полотно, где Владимир Муравьёв, будто Демиург, создаёт свою иерархию небесных сил.
«Небесные силы, невидимые для глаза, но вместе с тем мы знаем об их существовании. На горящем фоне предстают силуэты, едва прописанные вещи. Каждая клеточка этого произведения она вибрирует краской, давая мощное впечатление, на мой взгляд. Здесь читается близость и к традиции русской иконописи, к краснофонным нашим русским иконам», — объясняет Вера Прямикова.
Совсем другая сторона творчества Муравьёва — иллюстрации к книгам Салтыкова-Щедрина, Нодара Думбадзе и Чингиза Айтматова. Здесь новаторские подходы мастера использованы, чтобы передать всё богатство литературного текста.
«Я знаю, что Чингиз Айтматов – мне рассказывал сам Муравьёв – видел эти иллюстрации, он прижал их к груди и сказал: «Это моё!». Художник в какой-то мере угадал замысел, почувствовал близость к этому тексту и передал образы писателя», — говорит Вера Прямикова.
В зале «Сад Поэта» бывшей художественной галереи зрители знакомятся с краеугольными работами Владимира Муравьёва, давшим импульс для развития многих идей в искусстве. Познакомиться с масштабом личности художника и расширить собственное представление об окружающем нас мире можно до 15 сентября.