«Большой брат» на дорогах: кто зарабатывает на штрафах ГИБДД? - Logos44
  • «Большой брат» на дорогах: кто зарабатывает на штрафах ГИБДД?

    • 2 июля 2021
    • 15:36
    • 1138
    «Большой брат» на дорогах: кто зарабатывает на штрафах ГИБДД?

    Большой скандал разгорелся вокруг камер видеонаблюдения, которые фиксируют на дорогах нарушения ПДД. Журналисты выяснили, что львиная доля денег со штрафов идёт не в областную казну, а в частные руки. Руководство области поспешило дать разъяснения по этому вопросу и успокоить автолюбителей.

    Первые камеры видеофиксации появились на костромских дорогах около шести лет назад. Их установка была предусмотрена федеральной целевой программой, и идея массово продвигалась в регионах России. Активно включилась в этот процесс и Костромская область. Острую необходимость в системе видеонаблюдения связывали с тем, что гаишников на дорогах становится всё меньше, а аварий – больше. Другое дело, что средств в бюджете на такие цели попросту не было.

    — Нам не хватало в те времена денег на выплату заработной платы бюджетникам, воспитателям в детских садах, а смертность на дорогах росла. Было принято, определенное решение, что сюда необходимо привлекать частный капитал. Многие в средствах массовой информации пишут, что это, условно говоря, люди, которые приближены к власти, и так далее, и так далее. Это вопрос другой. Необходимы были деньги, — рассказал Юрий Маков, заместитель губернатора Костромской области.

    Действительно, спонсором проекта стала компания «Безопасные дороги Костромской области». Журналисты издания «7×7» проследили её связь с несколькими крупными фирмами, зарегистрированными в России, США и на Кипре. А ключевой фигурой в разветвлённом бизнесе называют миллиардера Василия Анисимова, одного из ста богатейших бизнесменов России. Как бы там ни было, в 2014 году соглашение с «БДКО» было заключено. Вскоре в области установили 54 комплекса видеофиксации, а позже за счёт собранных штрафов инвестору вернули потраченные им деньги. Сейчас вся система принадлежит региону, однако большая часть взысканий всё равно оседает в частных руках. Ведь обслуживать комплекс продолжает всё та же компания. Всего за время действия соглашения водителям выписали штрафов на сумму более 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Более миллиарда из них были переданы «БДКО». Чиновники объясняют это тем, что именно концессионер несёт расходы на электроэнергию, обслуживание камер, коммунальные платежи и доставку писем нарушителям. Таким образом, со штрафа 500 рублей в бюджете остается только 85. И даже эта сумма каждый год варьируется.

    — Это не просто камеры, это целая система. И когда мы её получили в собственность, у нас встал вопрос, а кто её будет обслуживать. И мы честно себе сказали, что у нас нет таких компетенций. Ни департамент транспорта, ни департамент финансов, ни ещё какой-либо орган государственной власти, не компетентен, потому что там нужны специалисты, — пояснил Юрий Маков.

    — Финансовая модель концессионного соглашения пересматривается ежегодно. Если есть основания для её изменения в ту или иную сторону, стороны об этом договариваются, — рассказал Виталий Лозовой, генеральный директор «Безопасные дороги Костромской области».

    Озвученные суммы со временем будут только расти. До конца года по нацпроекту в Костромской области должны увеличить число камер видеонаблюдения до 119.

    — На сегодняшний день в рамках нацпроектов уже установлено 102 камеры. Идем с опережением графика. Уже на 86% нацпроект в части камер фотовидеофиксации выполнен, — рассказал Виталий Лозовой.

    — Камер будет больше. Муляжей будет больше. Штрафовать будем, набивать карманы концессионеру не будем. На деньги штрафников будем строить новые дороги, — резюмировал Юрий Маков.

    Интересно, что подход к концессионным соглашениям в зависимости от региона отличается. Там где инвестор получает фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа, принцип сбора вызывает куда меньше вопросов.