Волонтеры восстановят дом учителя и краеведа в костромской глубинке
14 июня стартует «Том Сойер Фест», стало известно Logos44.ru.
Одну из жемчужин костромской архитектуры старый железнодорожный вокзал в Заволжье могут начать реставрировать уже этим летом. Накануне Международного дня памятников и исторических мест прошла встреча собственника здания и неравнодушной общественности.
Судьба старого железнодорожного вокзала снова в центре внимания. Ещё пять лет назад у памятника архитектуры XIX века появился новый хозяин, который намерен вернуть зданию первозданный вид. В 2022 году вологодский архитектор Владимир Лукин изготовил проект реставрации, но дальше противоаварийных работ дело так и не сдвинулось. Памятник архитектуры ветшал и разрушался.
«Там всё, что закрыто – крыша, уже давным-давно эта вся плёнка провалилась. Вот эти снега нанесло, всё провалилось. Сейчас пошли дожди. Это к тому, как сохраняется здание», — рассказала житель Заволжья Тамара Петрова.
На встрече с общественниками и членами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, собственник здания Екатерина Бабкина заявила, что час «икс» настал. Долгожданные реставрационные работы планируется начать в ближайшие месяцы.
«Намерены и нацелены приступить уже этим летом к реставрационным работам. Первым этапом однозначно будут по планам работы внутри. Мы хотим на сегодняшний день произвести демонтажные работы старых отделок – 3-5 слоёв линолеума, потому что люди жили, семьи менялись, и каждый под себя делал ремонт. Произвести работы по расчистке стен – это опять несколько слоёв обоев. Для того чтобы оголить сруб, и в очередной раз пригласить авторов проекта на обследование», — прокомментировала инвестор Екатерина Бабкина.
Всё бы хорошо, но чёткой концепции развития этой большой территории у реставратора до сих пор нет. Пока можно только фантазировать. Есть идея оборудовать вблизи вокзала городской сад или зону отдыха с деревьями и лавочками. Другой амбициозный проект – детская железная дорога, которая огибала бы территорию вблизи вокзала. Насколько она будет востребована и кто понесёт затраты на её содержание – отдельный вопрос. Более реалистичный вариант – сохранить часть рельс, а внутри старого вокзала организовать музей. Эту идею поддерживает и инвестор.
«Может быть одной комнатой, может быть двумя помещениями нужно запланировать Музей железнодорожного вокзала. Это стопроцентно. Сможем найти и использовать материалы, которые были найдены не только в архивах Костромской области, но и автор проекта нашёл это в архивах Санкт-Петербурга», — сказала Екатерина Бабкина.
С другой стороны, если всё ограничится маленьким музеем, притока посетителей там не будет. Территориально старый вокзал находится на отшибе, и вряд ли войдёт в основные туристические маршруты.
«Мы знаем окружение. Кроме него там других таких памятников нет. И нет зданий, которые бы поддержали архитектуру этого здания, история этого здания. На мой взгляд, должна быть задействована территория, создана зона», — считает председатель правления Костромской организации Союза архитекторов России Александр Серобаба.
В любом случае, последнее слово останется за инвестором, которому — что логично — нужно покрыть затраты на реставрацию. А затраты немаленькие. По самым скромным подсчётам, речь идёт о сумме в 60 миллионов рублей. Общественники предполагают, что без жилой застройки здесь всё равно не обойтись, что косвенно подтверждает и генплан.
«Белое пятно, которое там организуется за пределами зоны благоустройства. Сразу наводит на мысль этот вопрос: что там будет в зоне белого пятна? Понятно, что этот проект нужно как-то окупать, а ничего как жильё не окупает в нашей сегодняшней реальности», — поделилась мнением сопредседатель экологического движения «Во имя жизни» Елена Морозова.
Внушает оптимизм, что теперь между собственником и общественностью наконец наладился контакт. Когда на объекте упал забор и на это обратили внимание в ВООПИК, проблему быстро устранили. Если это взаимодействие сохранится и на этапе реставрации – у старого вокзала есть будущее.
«Тянуть, как говорится, больше уже некуда. Документация согласована, разработана, исправлены все замечания, которые были выданы органом охраны. Надо приступать к работам и филонить больше нельзя», — сказала инвестор.