Костромичам покажут редкие ретроавтомобили
28 июня в центре города будет работать необычная выставка, стало известно Logos44.ru.
Образы деревни, тема войны и библейские сюжеты. У костромичей есть уникальная возможность познакомиться с работами художника Алексея Козлова, одного из гениев русского авангарда. Юбилейная выставка живописца открылась в Центре русского искусства.
Его называют «русским Ван Гогом» и классиком костромского авангарда. Алексей Козлов родился в деревне Трошино под Пыщугом. Прошёл войну, был тяжело ранен, а вернувшись на малую родину решил исполнить детскую мечту – стать живописцем. Окончив Костромское художественное училище, работал учителем в сельской школе. Параллельно писал сам. Уже тогда Алексей Козлов далеко ушёл от принципов соцреализма. Из-за чего в середине 50-х вместе с друзьями-художниками Николаем Шуваловым и Владимиром Муравьёвым попал в немилость к костромским чиновникам от искусства. Вскоре перебрался в Москву, где жил и работал до конца своих дней. Теперь творческое наследие мастера вернулось к костромскому зрителю. Работы художника представлены на масштабной выставке в Центре русского искусства.
«Из всей троицы костромского авангарда именно работ Алексея Никифоровича нет в коллекции нашего музея. И эта выставка получилась репрезентативная и очень сложная в плане организации. Отчасти, благодаря такой плодотворной работе, мы можем видеть здесь самые яркие картины из всех циклов творчества художника», — рассказала сотрудник экспозиционно-выставочного отдела «Центра русского искусства» Екатерина Огородникова.
Выставка, приуроченная к 100-летию Алексея Козлова, стала не просто юбилейной. Искусствоведы отмечают, что такого ретроспективного взгляда на его творчество ещё не было. Экспозиция охватывает период трёх десятилетий. Всего представлено более 60 живописных произведений, некоторые из которых выставляются впервые. Глубина и напряжённость его работ вызывают ассоциации с немецким экспрессионизмом. Современники же находили в Козлове родственную Ван Гогу способность – природный дар видеть цвет.
«Не просто взрыв колоризма. Это ещё и тот колоризм, который насыщен трагедией личной, драмой. Поэтому «русский Ван Гог» — такое словосочетание — оно отражает аналогию блистательного колориста и драматическую, трагическую жизнь. Когда человек проходит войну столь юным, это оставляет след», — говорит дочь художника Мария Козлова.
Но Алексей Козлов не подражал, а искал собственный язык в искусстве. Он писал циклами, радикально меняя подход и форму. Так появились меланхоличные образы деревни, серия «Древнерусских городов» и притягивающая взгляды картина «Моя родина». После потери жены художник обращается к религиозным мотивам: «Христос в терновом венце», «Ангел» и философский образ Голгофы. Даже натюрморты художника многослойны: каждый предмет становится знаком или символом.
«У него был глаз истинного живописца. Это дар от Бога. Действительно я не побоюсь сказать, что мой отец, художник Алексей Козлов – художник с мировым именем», — комментирует Мария Козлова.
Выставка произведений мастера авангарда открыта в бывшей Муниципальной художественной галерее до 13 июля.