И.о. ректора КГУ Денис Чайковский: «Скандалов в университете было много, но с Александром Наумовым нам делить нечего» - Logos44
  • И.о. ректора КГУ Денис Чайковский: «Скандалов в университете было много, но с Александром Наумовым нам делить нечего»

    • 3 марта 2023
    • 14:23
    • 1343
    И.о. ректора КГУ Денис Чайковский: «Скандалов в университете было много, но с Александром Наумовым нам делить нечего»

    Фото: news.myseldon.com

    Смена ректора Костромского государственного университета стала главной темой последних месяцев. И не мудрено, вуз опорный, можно сказать, градообразующий. 31 января в должность исполняющего обязанности ректора вступил успешный управленец из Томска Денис Чайковский. Корреспонденту Logos44.ru он рассказал о том, почему решился возглавить КГУ, каким видит идеальную систему высшего образования и о личных амбициях.

       «Моя задача развивать университет»

    — Денис Витольдович, как вам на новом месте? С Томском сравниваете?

    — Нет, не сравниваю. А зачем? Здесь все новое, все интересное. Правда, мой предыдущий кабинет по размеру был немного побольше. Но не в размере же дело… Эмоционально — очень драйвово! Весь этот месяц прошел на очень серьезном драйве. С 8 утра и до самого позднего вечера сплошной поток дел. У меня сейчас ощущение, что я живу в Костроме не месяц, а минимум полгода. За счет новых впечатлений, общения с новыми людьми, погружения в тематику университета, у меня один день идет как за пять.

    — Смена ректора КГУ стала большим событием. И многие наверное задаются вопросом, а почему именно вы возглавили опорный вуз. Как вы себе объясняете, почему выбрал пал именно на вас?

    — Я на эту тему особо не рефлексировал. Я был в кадровом резерве Министерства образования и науки, у меня довольно мощный бэкграунд, вы знаете, что я прошел большой путь по иерархической лестнице в Томском политехническом университете. В министерстве обо мне знали. Наверное, поэтому, когда зашел разговор о ротации кадров, остановились на моей фамилии. И я начал проходить все те этапы, которые необходимы для того чтобы занять позицию ректора, это множество собеседований, тестирований и так далее. Я был не особо удивлен этим предложением, поскольку понимал, что если нахожусь в министерской «обойме», то предложения последуют. Не буду кривить душой, это не единственное было предложение на позицию первого лица университета. Но в данном случае, сама по себе Кострома мне была интересна как регион, поэтому я согласился.

    — Ваше назначение на пост ректора КГУ вольно-невольно, но связано, со скандалом. Весной переизбрали ректора, и вдруг его меняют. И эту историю, в частности, различные политические силы, пытаются использовать в своих интересах. А вам могут предъявить, что вы тоже инструмент в политической борьбе. Что вы ответите на это?

    — Моя задача — развивать университет. Я сюда пришел именно для этого. Я, когда изучал университет, познакомился со всеми публикациями в интернете. Действительно было много скандалов. Но мне кажется, что смена ректоров прошла достаточно интеллигентно. Я очень рад за Александра Рудольфовича [Наумова], что он смог себя найти в другом университете, в хорошем питерском вузе, и я ему желаю всяческой удачи. Мне с ним делить нечего. У меня свои задачи, которые я должен реализовать.

    — Вы с Александром Рудольфовичем встречались, общались? Кто, как не он мог рассказать вам о тонкостях работы КГУ…

    — Да, мы встречались, примерно за три недели до моего назначения. Первый мой визит в Кострому был 11 января, я посмотрел на город и в тот же день мы встретились с Александром Рудольфовичем в этом самом кабинете. Сели, попили кофе и поговорили о том, что же из себя представляет университет. Ну а непосредственно назначение проходило уже строго по регламенту. После чего я приступил к работе.

    — В этой ситуации с вашим назначением, да еще и после перевыборов ректора, возникает вопрос: руководителя КГУ отныне будут только назначать или всё-таки будут выборы? Пока и у вас есть эта приставка и.о…

    — Выборы ректора — это тот институт, который доказал свою состоятельность. Но окончательное решение всегда за министерством. Меня назначает министр образования и науки Российской Федерации, он и есть мой непосредственный начальник. Я готов к выборам, но понимаю, что последнее слово и подпись на приказе о моем назначении за министром. Это важно понимать, что ректор университета напрямую подчиняется ни губернатору, ни бизнес-элитам, а только министерству. Но при этом ректор в обязательном порядке должен находиться в тесном контакте с коллективом, который будет его поддерживать и выбирать. С местной властью, потому что невозможно управлять университетом, если будет конфликт. Как тогда решать общие проблемные вопросы? И с бизнес-элитами, поскольку университет ставит перед собой задачу подготовки кадров для местного бизнеса. Наладить эти контакты моя задача как ректора.

    «Я не самодур!»

    — Вы неоднократно говорили о том, какие задачи по развитию КГУ перед собой ставите. Одна из них попасть в федеральный проект «Приоритет 20-30». Для этого нужно добиться определенных показателей: увеличить число студентов очной формы обучения, у вуза должно быть определенное финансирование и необходимо увеличивать денежный вклад в науку. У вас есть понимание, когда вы этого всего добьетесь ?

    — Я рассчитываю, что у нас это получится уже в 2023 году. По крайней мере, всех формальных критериев, для того, чтобы нам приблизиться к участию в данном проекте, мы сможем добиться в этому году. Участие в проекте «Приоритет 20-30» всего лишь одна из задач. Университет должен принимать участие во всех федеральных программах. И это глобальная наша задача. Вторая задача — выигрывать в этих программах. Университет должен быть состоятельным, чтобы написать такой проект, который поддержит министерство. А для этого предстоит сделать еще очень и очень много. И это касается не только проекта «Приоритет 20-30», но и программ по предпринимательству, по развитию передовых инженерных школ и так далее.

    — Почему КГУ не удалось всего этого добиться раньше?

    — Я думаю, что просто задачи такой не ставилось. В какой-то момент времени университет, вышел на некое нейтральное плато. И было понимание, что в принципе и так всё достаточно комфортно. Это как в известном мультфильме: «Таити, Таити! Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят». Я не говорю, что это плохо, но здесь многое зависит и от амбиций ректора, и самое главное от амбиций коллектива.

    Я, как ректор, имею больше амбиций, чем оставаться на этом уровне. И хочу чтобы университет двигался вперед. И стремлюсь коллектив тоже моими амбициями «заразить». Я встречаюсь со всеми институтами, со всеми коллективами, со всеми кафедрами познакомился. И я рассказываю, что можно жить по-другому! Если мы будем жить по-другому, для всех будет лучше. Будут более высокие зарплаты, не будет угроз сокращений. Ставки преподавателей довольно долгое время сокращались, потому что уменьшалось количество студентов. Мы должны наращивать их количество и каждый из нас должен предпринимать усилия, чтобы КГУ стал реально привлекательным местом для студентов. От этого зависит всё. И я постоянно говорю коллегам об этом.

    Плюс ставлю и более амбициозные задачи: получение средств на ремонт инфраструктуры университета, открытие новых направлений подготовки, написание уже сейчас каких-то значимых научных программ, которые будут уже готовы, к моменту старта какого-то нового проекта. Чтобы мы не готовили их впопыхах, с ошибками, а имели уже готовые, разработанные заранее. И работа эта должна быть систематическая и планомерная.

    — Противодействия не встречаете?

    — Не встречаю, и это меня, честно говоря, тревожит. Гораздо хуже — это скрытое противодействие. Я люблю людей, которые прямо говорят, если они со мной не согласны. Мне не нужно, чтобы кивали головой на все, что я говорю. Я тоже человек, и я тоже ошибаюсь. И я могу делать ошибки по незнанию местной специфики. И если начинаю «бежать» не туда, нужно, чтобы мне об этом сказали. А не сидели и ждали, а что же будет дальше? Я свою позицию аргументирую, и слышу аргументы коллег. И если понимаю, что их доводы перевешивают мои, то я могу свое решение корректировать.

    — Демократичный такой подход, не авторитарный…

    — Не могу себя охарактеризовать с позиции демократичный или авторитарный я руководитель, но точно могу сказать — я не самодур. Это сто процентов.

    «К обещаниям отношусь с осторожностью»

    — Вы говорили, что с вашим приходом последует изменение форматов обучения и, возможно, будут меняться образовательные программы. Что вы понимаете под сменой формата обучения?

    — Давайте пофантазируем, как должно быть в моем идеальном представлении. Университет должен быть сбалансированным: в нем должна быть инженерно-техническая составляющая, гуманитарная, управленческо-экономическая и предпринимательская составляющая. Если мы говорим про техническую подготовку, она обязательно должна идти через проблематику и работу руками. Это должна быть проектная деятельность. Проектные интенсивы в университете проводятся, это большая заслуга предыдущего ректора, и эту работу надо продолжать. Обучение через деятельность — это основа подготовки нормального инженера.

    Что касается подготовки по гуманитарным и экономическим направлениям, то у студента должна быть свобода выбора. Студент должен иметь возможность сам выстраивать индивидуальные образовательные траектории, конструировать свой компетентностный профиль. Каждый студент сам отвечает за результаты своего образования. Если он не хочет учиться, все будет напрасно. Но сделать так, чтобы студент захотел учиться, это уже задача университета. Мы должны создать такие условия, чтобы обучение было интересным. А для этого необходимо отходить в том числе и от традиционной педагогики, когда преподаватель, как истина в последней инстанции, стоит за кафедрой и вещает, а студенты сидят с грустными глазами, думают о прекрасном и не слушают преподавателя.
    Необходимо вовлекать студентов в диалог, в деятельность, в проекты. Это более эффективная форма, она и студентов заставляет двигаться вперед и лишние барьеры убирает.

    — Поскольку мы фантазируем, это может выглядеть примерно так: первые два курса студент учиться по какой-то строгой программе, чтобы получить обязательные теоретические знания. А курса с третьего студент сможет сам выбирать на какой курс лекций, и к какому преподавателю он пойдет. Или не так?

    — Это вообще идеальный вариант, когда студент «голосует» ногами за качество преподавания. Руководству университета довольно тяжело оценивать работу преподавателя за закрытыми дверями. Считается, что когда закрыта дверь в аудиторию, у преподавателя там своя академическая свобода. Это правильно, но мерилом этих свобод является образовательный результат, который получает студент, и востребованность, то есть понимание, хочет студент ходить к этому преподавателю или нет. Сделать это очень сложно, нужно выстроить это организационно, потребуются и дополнительные финансовые ресурсы. Это не просто, но наверное, самое лучшее, когда студент реально выбирает преподавателя по качеству его работы.

    — А что с образовательными программами? Как они будут меняться?

    — В ближайшие дни я начну серьезно анализировать учебные планы. Как уже говорил, я за баланс. Инженер не должен быть исключительно технократом, зашоренным, который не понимает, что творится в мире. У него должна быть и социально-гуманитарная подготовка, чтобы он понимал контекст своей деятельности. То же самое и про гуманитариев, они не должны быть заточены только под один вектор. Университетское образование дает человеку возможность смотреть на вещи шире. Есть «подготовка», а есть «образование». Подготовка — это когда тебя учат что-то делать, а образование более широкое понятие. Образованный человек способен осознанно делать выводы, анализировать, искать нетривиальные решения и так далее.

    — Вы отметили, что коммуникация между бизнесом, обществом и властью, отсутствует, и наладить ее должен помочь университет. Почему КГУ раньше не удалось наладить взаимодействие с бизнесом? Может из-за завышенных требований?

    — У бизнеса не завышенные требования, они нередко даже заниженные. Бизнесу чаще нужны выпускники не университета, а учреждений среднего профессионального образования. Система СПО в Костроме находится на очень высоком уровне и закрывает потребности бизнеса. Но когда мы встречаемся с работодателями и спрашиваем: «Что вам нужно?», они отвечают: «Нам нужны технологи. Люди, которые могут нам поставить производственный процесс». И вот наша задача попытаться в эту нишу зайти и понять, что нужно действующим предприятиям региона. Бизнес не всегда готов делать долгосрочные прогнозы на 4-6 лет, то есть на цикл обучения. Но нужно искать общий язык. Бизнес должен мыслить не в той логике, что он после обучения студента получает от университета готовый «продукт», а то что он соучастник образовательного процесса.

    — Вы еще говорили, чтобы все задуманное получилось, должны загореться глаза у преподавателя. Первое, что приходит в голову это «борьба» с бубнящими себе под нос профессорами, которые не отрываются от своих конспектов, и которых, как вы сказали, студенты не слушают, а думают о своем.

    — Нет задачи какого-то тайного контроля и уж тем более наказания. Главная задача — это мотивация. 90% коллег готовы и хотят развивать университет. И задача руководства вуза — создать условия для развития сотрудников.

    — Как бы вы одним предложением могли описать свое мировоззрение? Может, у вас девиз по жизни есть, или пословица любимая?

    — У меня есть определенная система ценностей, которой я придерживаюсь. Я стараюсь быть честным. Стараюсь минимизировать разговоры о тех вещах, в которых я не понимаю. И очень осторожно отношусь к обещаниям. Сейчас все от меня ждут обещаний, и я очень аккуратно говорю, потому что я прекрасно понимаю, что существует огромное количество рисков. Люди хотят получить от меня какой-то посыл. Но если я даю обещания, то сам для себя ставлю это как некую цель, которую должен реализовать. Правила жизни у Чайковского Дениса Витольдовича есть!